Как воспитать талантливого читателя
20.11.2014В МБОУ "СОШ №5 с. Ачхой-Мартан" 17 ноября 2014 года была проведена конференция с участием учащихся со 2-го по 9-е классы, посвященное всемирному Дню чтения по теме: "Как воспитать талантливого человека". Также в конференции приняли участие учителя-филологи школы и родители.
Как воспитать талантливого читателя?
Созданная человеком книга и феномен чтения относятся к величайшим достижениям человеческого разума. Но сегодня в республике падает статус «Человека читающего». Идет процесс снижения уровня читательской культуры у детей и подростков. В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь делает человека мыслящим. Пока мы живем еще в рамках «затухающей старой литературной традиции». Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в чтении детей и подростков. Учащиеся не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не читается значительная часть классической литературы. В то же время происходит влияние «электронной культуры» на детей и подростков. Но даже неважно, какое средство будет выбираться - книга или компьютер, текст на бумаге или на экране монитора. А дело в том, что будет читаться , как будет идти процесс восприятия и понимания текста, какие знания и какую культуру будут нести СМИ и ИНТЕРНЕТ для развития личности подрастающего поколения.
Необходимая реальность - это работа с разными видами информации и овладение разными видами чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, досуговое, углубленное и.т.д. . Продвижение чтения - не самоцель, а прежде всего, средство развития личности ребенка, его творческих способностей, навыков адаптации в обществе.
Если мы хотим жить в обществе знаний, необходимо следующее:
- распространение чтения и современный уровень развития информационной культуры личности необходимо осознать как задачу сохранения языка.
- поддержка чтения должна стать заботой общества и государства.
Применительно к детскому чтению это означает, что чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарными навыками чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.
Задача педагога начальной школы направлять читателя, чтобы он чувствовал красоту слова, эмоционально сопереживал героям книг. Поэтому чаще всего во внеклассной работе необходимо использовать такую форму чтения как «Громкое чтение».
«Громкое чтение» помогает осознанному восприятию текста, открывает глубину и богатство книги, журнальной или газетной статьи. Главное правильно выбрать произведение, которое вызовет у детей сильное эмоциональное переживание, стремление размышлять о прочитанном произведении.
Цель таких уроков: привить учащимся вкус к медленному чтению, научить их вызывать в воображении картины и образы, созданные авторами.
Во втором классе читали рассказ В.Драгунского «Главные реки». Отзыв учителя о проведенном уроке: « было очень интересно и весело читать вслух один рассказ. Каждый ученик при чтении очень старался, а учащиеся слушали друг друга внимательно. После чтения прошло обсуждение рассказа. Ребята высказывали свое мнение, давали характеристику главному герою, его поступкам». В конце урока дети написали отзывы:
«мне очень понравился урок, потому что был смешной рассказ. Все очень хорошо читали и старались. Урок прошел хорошо, но показалось, что он маленький и жалко, что мы не прочитали еще другой рассказ».
В подростковом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения. Для такого возраста характерна склонность к приключенческой литературе, фантастике, детективам.
Чтение - это вид речевой деятельности. Оттого, какую цель мы ставим: для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения существуют разные виды чтения:
- ознакомительное чтение;
- просмотровое чтение;
- изучающее чтение;
- рефлексивное чтение;
- быстрое чтение.
Для старших школьников обычно проводят «уроки тихого чтения», когда учащиеся приносят на урок ту книгу, которую они читают сейчас. Иногда на уроках тихого чтения учащиеся читают свою книгу, а в конце урока составляют рекомендательный список литературы для одноклассников.
Чтение художественной литературы рождает образы, переживания, развивает душу.
Цель чтения:
Акцентировать внимание учащихся на разных видах информации, в том числе и на книжных изданиях.
Привлечь внимание учащихся к чтению художественной литературы, так же умению делится своими впечатлениями о прочитанном произведении.
Развивать устную речь, ясно и грамотно излагать мысль, расширять словарный запас и коллективное сотрудничество.
Можно предложить проект «Лидер чтения» или провести анкнтирование.
Самый активный читатель должен много читать и пропагандировать чтение в младших классах.
Анкетирование проводится по критериям:
-где беру книги?
-о чем люблю читать?
- моя любимая книга.
- сколько времени трачу на чтение книг?
- какую книгу читаю сейчас?
- какие газеты и журналы читаю кроме книг?
- какие сайты и страницы в интернете?
Если посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то видно, что круг чтения подростков смещен в сторону развлекательной литературы.
Книга в наше время остается в качестве источника информации, но удовольствие подростки в большой мере получают от компьютерных игр и Интернета. Усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране.
Все мы должны осознать значение чтения для подрастающего поколения, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальн7ой культуре, что способствует развитию внутреннего мира человека.